• знания основных разделов русского языка (их круг определяет настоящая программа);
• умения использовать теоретические знания на конкретном практическом материале (расставлять знаки препинания и вставлять пропущенные буквы; делать фонетический, морфологический, словообразовательный и синтаксический разборы – на уровне средней школы);
• навыки устной литературной речи;
Фонетика
Понятие о звуке. Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки. Согласные звуки: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Ударение. Ударные и безударные гласные. Слог. Фраза. Правописание безударных гласных. Обозначение мягкости согласных на письме.
Лексика
Понятие о лексике. Значение слова. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы.
Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные слова. Профессиональная лексика. Диалектные слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Понятие об устойчивых сочетаниях слов (фразеологических оборотах).
Словообразование
Понятие о составе слова. Основа слова. Окончание, корень, суффикс, приставка как значимые части слова.
Чередование гласных в корне. Чередование согласных в корне. Правописание слов с чередующимися гласными в корнях (основные случаи). Буквы о и е после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц (в корнях, суффиксах, окончаниях). Буквы з и с на конце приставок. Правописание приставок пре- и при-.
Основные способы словообразования в русском языке. Сложные слова и их правописание. Сложносокращенные слова и их правописание.
Морфология
Части речи в русском языке как лексико-грамматические разряды. Части речи самостоятельные и служебные. Переходные явления в частях речи.
Имя существительное. Значение имени существительного и его грамматические признаки. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род, число, падеж. Типы склонения. Правописание падежных окончаний существительных. Правописание важнейших суффиксов.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного и его грамматические признаки.
Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Полная и краткая формы прилагательного. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение прилагательных. Переход прилагательных в существительные. Правописание падежных окончаний в прилагательных. Правописание важнейших суффиксов прилагательных.
Имя числительное. Значение имени числительного. Числительные количественные и порядковые. Грамматические признаки имен числительных. Особенности склонения имен числительных. Правописание числительных.
Местоимение. Значение местоимений. Особенности местоимений как части речи. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Правописание местоимений.
Глагол. Значение глагола и его грамматические признаки. Неопределенная форма глагола (инфинитив). Глаголы переходные и непереходные. Вид глагола. Первое и второе спряжения глаголов. Наклонения (изъявительное, условное, повелительное). Времена глагола. Лицо и число (в настоящем и будущем времени), род и число (в прошедшем времени). Правописание глагольных форм.
Причастие. Образование причастий. Правописание причастий. Правописание -н- и -нн- в причастиях и прилагательных.
Деепричастие. Образование деепричастий. Правописание деепричастий.
Наречие. Значение наречий. Образование и правописание наречий.
Предлог. Понятие о предлоге. Употребление предлогов в речи. Различные части речи в роли предлогов. Правописание предлогов.
Союз. Понятие о союзе. Употребление союзов в речи. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов.
Частица. Понятие о частицах. Употребление частиц в речи. Правописание частиц. Правописание частиц "не" и "ни" с различными частями речи.
Междометие. Значение междометий. Знаки препинания при междометиях.
Синтаксис
Словосочетание и предложение как основные синтаксические единицы.
Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании, виды словосочетаний по характеру главного слова. Связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Простое предложение. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения. Члены предложения (подлежащее, сказуемое, простое и составное, дополнение, определение, обстоятельство) и способы их выражения.
Типы предложений по составу: личные, безличные, неопределенно-личные, назывные, полные и неполные, распространенные и нераспространенные.
Однородные члены предложения. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Знаки препинания между однородными членами и при обобщающих словах.
Обособленные второстепенные члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства) и знаки препинания при них. Приложения, их обособление. Обращения, вводные слова и вводные предложения, знаки препинания при них.
Сложное предложение. Типы сложного предложения.
Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Сложноподчиненные предложения. Понятие о придаточных предложения. Виды придаточных. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; Понятие о последовательном, параллельном и однородном подчинении придаточных предложений.
Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Сложные предложения с разными типами связи.
Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи. Диалог и знаки препинания при нем. Способы передачи «чужой» речи. Цитаты и знаки препинания при них
Стилистика
Понятие о языковой норме. Понятие о национальном языке и его разновидностях: диалект, просторечие, жаргон, литературный язык. Литературный язык и язык художественной литературы.
Общеупотребительные и стилистически ограниченные средства языка.
Виды ошибок: фактическая, логическая, речевая, орфографическая, пунктуационная, стилистическая.
Речь
Виды речевой деятельности. Устная и письменная формы речи. Качества хорошей речи. Речь диалогическая и монологическая
Понятие текста. Виды письменных текстов: сочинение, изложение, реферат, доклад. Признаки текста: связность (формальная и содержательная), модальность, последовательность, целеустановка. Композиция текста. Типы текстов по функционально-смысловым особенностям и стилям речи. Отбор языковых средств в тексте.
Поступающие на специальности 031100, 031200, 031300, 033200 на письменном экзамене (сочинение) должны продемонстрировать навыки практического владения русским литературным языком, т.е.
• знание правил орфографии и пунктуации (в объеме средней школы) и умение их применить на практике,
• умение создать целостный текст на заданную тему, который характеризуется композиционной и смысловой законченностью,
• умение производить отбор языковых средств для создания текста на заданную тему в жанре «школьное сочинение»
Эти же знания и умения должны продемонстрировать на письменном экзамене и поступающие на факультет русского языка и литературы на письменном экзамене.
Орфография и пунктуация
Обозначение мягкости согласных. Употребление прописных и строчных букв. Написание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Перенос слов
Знаки препинания и их функции: завершение, выделение, отделение. Употребление парных знаков препинания. Сочетаемость знаков препинания. Правила постановки знаков препинания. Цитаты и знаки препинания при них.
Речь
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Типы связи предложений в тексте. Последовательное расположение частей текста. Сочинение как один из видов письменного текста.
Выразительные средства лексики и фразеологии. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, особенности употребления фразеологизмов. Стилистические функции порядка слов. Общеупотребительные и стилистически ограниченные средства языка и их употребление в речи.
Виды ошибок: фактическая, логическая, речевая/стилистическая, орфографическая, пунктуационная, грамматическая.