Петров День - это праздник о единстве и разнообразии в жизни Церкви. Праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который православные России отмечают 12 июля (начало празднования в ночь с 11 на 12 июня).

По православному учению власть в Евангельской Общине принадлежала Собору Апостолов, среди которых Петр и Павел считаются главными - "первоверховными", в отличие от Католической Церкви, где Петр считается единоличным "главой апостолов". Память двух апостолов празднуется одновременно, и это очевидный символ единства. Но Петр и Павел столь различны, что их общий праздник становится напоминанием о разнообразии.

Петр, в Новом Завете один из двенадцати апостолов, первоначальное имя Симон. Призванный Иисусом Христом в апостолы вместе с братом Андреем и нареченный Кифой («камень»), Петр получает предназначение стать «основанием» церкви Христа, ему вручаются ключи небесного царства. Преданный Христу, Петр после тайной вечери трижды от него отрекается. После смерти Христа Петр занимается проповеднической деятельностью.

Павел (евр. Саул, Савл), родился в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христиан, Павел, испытавший чудесное видение на пути в Дамаск, принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников («апостол язычников»). За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги перед христианством в становлении его как мировой религии Павел, не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый Завет.

В чём ещё выражаются их различии?

Петр - один из первых учеников Христа, Павел первоначально был врагом христианства. Различно апостольское служение... Петр стал символом церковной иерархии, с ее упорядоченностью и дисциплиной, Павел - символом "свободного" христианства, живущего по духу, а не по букве канонов и правил. Но все же апостолы едины: "Петрово" и "Павлово" в Церкви дополняют друг друга.

Оба апостола пострадали за веру Христову в один день 67 года в Риме. Павел, как римский гражданин, "усечен мечом" (т.е. обезглавлен), Петр распят. Поскольку он считал, что недостоин быть распятым на кресте, как Спаситель, его, по собственной просьбе, распяли "стремглав" (то есть вниз головой).



"Петров день" - разговины, конец Петровского поста.

Этот праздник солнца, праздник покровителя полей. Разгар летнего зноя, время Петровской жары. По народному понятию, солнце в день Петра и Павла играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся, как радуга. В старину поселяне всех возрастов собирались на пригорке, раскладывали огонь и в ожидании солнца проводили ночь в играх и песнях. «Солнышко раз в году нынче красное, играет». Исстари примечали, что на Петров день, как правило, сухо и жарко. «Как придет Петро, так и будет тепло. Петр-Павел жару прибавил. День убывает, жара прибывает». По Петрову дню делали виды на урожай. «На святого Петра дождь – урожай худой, два дождя – хороший, три – богатый». Согласно народному календарю, о перспективах погодных условий многое может рассказать живая природа. «Когда овцы блеют да друг за дружкою бегают – к дождю. Когда стрижи возле самой земли летают – тоже к дождю. Гагары заревут – перед дождем. Голавль ходит в верхнем слое воды – к жаркой погоде». Миновал солнцеворот, день понемногу убывает. «Петр-Павел час убавил, Илья пророк (2 августа) два уволок». С Петрова дня начинается страда: «Не до песен боле, коли надо в поле». Не правда ли, мудрое изречение.

В былое время имел большое значение в быту наших предков как один из важнейших дней в религиозном, юридическом и хозяйственном отношениях. Известно, что около Петрова дня солнце достигает самого сильного влияния на землю, потому древнерусский люд посвящал это время солнцу (в язычестве празднование Ярилы).



Адам Олеарий (Адам Олеарий (Adam Olearius; 1599/1603—1671) — известный немецкий путешественник и ученый. Будучи секретарём посольства, посланного Шлезвиг—голштинским герцогом Фридрихом III в персидскому шаху, записал и опубликовал свои заметки, собранные во время путешествия.Первоначальная фамилия его была Oehlschlaeger; позднее он латинизировал ее в Olearius. Родился он приблизительно в 1599 г., в Саксонии. Отец его был портной и вскоре после рождения сына умер, оставив семью в крайней бедности. Учился О. в лейпцигском университете, затем был асессором философского факультета, но ординарным профессором, как утверждают некоторые, не был. Бедствия 30-летней войны заставили О. покинуть Лейпциг и искать покровительства у Шлезвиг—голштинского герцога Фридриха III) так описывает празднование Петрова дня на Руси:

"У всех русских и москвитян около Петрова дня отправляется (приводится) старинное зрелище. Хотя они строги и безвыходно держат жен в своих домах, так что редко пускают их в церковь или гости, но в некоторые праздники позволяют женам и дочерям своим ходить на приятные луга; там они качаются на круглых качелях, поют особенные песни, сводятся одна с другою за руки, водят круги или пляшут с рукоплесканиями и притаптывают ногами".



О пословицах, приметах и обычаях:

1. Простонародная русская пословица говорит: "У мужика то и праздник, что Петров день".

2. В южных губерниях принято было в ночь на Петра и Павла перегораживать дорогу.

3. В некоторых местах верили, что купание в реке или в озере в этот день очищает от любодейных грехов.

4. Петр-Павел жару прибавил.

5. На Петров день дождь - урожай не худой; два дождя - хороший; а три - урожай богатый.

6. К Петрову дню вода в реке умеженится (спадет).

7. Соловей поет до Петрова дня.

8. С Петрова дня кукушка перестает куковать.

9. Если кукушка перестает куковать за неделю до Петрова дня, то и зима ляжет за неделю или за две до Рождественского заговенья, если же кукушка кукует неделю или две после Петрова дня, то и зима уляжется через столько же времени после Петрова дня, то и зима уляжется через столько же времени после заговенья на Филлипов пост.



В этот день поле девушки приносили смолу, солому, лавочки. Они жгли костры и гуляли всю ночь. Собирали двенадцать цветов с двенадцати полей, клали их под головы и приговаривали:"Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажись и меня погляди!

Встретив солнце, молодежь не спешила расходиться по домам, а девушки продолжали, как и в Троицу, плести венки, гадать по ним, а также переплетать березки, придавая им разные формы.